Применение полимерных композиционных материалов в дорожной инфраструктуре

Рис. 1. Ударобезопасное указательное устройство из ПКМ
в виде тонкостенной полосы    Эффективность использования полимерных композиционных материалов (ПКМ) в гражданском строительстве, в качестве нового конструкционного материала, рассматривалась в [1, 2, 3]. Но комплекс характеристик, которыми обладают ПКМ, позволяют существенно пересмотреть критерии качества конструкций практически во всех областях гражданского строительства. Одной из таких областей являются придорожные информационные и указательные конструкции, состоящие в основном из бетонных столбиков или стальных трубчатых профилей. Располагаясь у проезжего полотна, такие конструкции являются причиной сильных повреждений автомобилей и травмируемости пассажиров при аварийном наезде на них. Местонахождение указательных и информационных устройств определяется двумя противоречивыми требованиями: максимального приближения к проезжему полотну, для повышения информационности участников дорожного движения, с одной стороны и максимального удаления от полотна для повышения безопасности дорожного движения с другой. Одним из радикальных путей решения этих противоречий является создание конструкций, которые бы позволили существенно снизить повреждение автомобилей и травмируемость пассажиров при аварийном наезде. Вариантом таких конструкций являются устройства из полимерных материалов. Рис. 2. Ударобезопасное указательное устройство из ПКМ
в виде полого треугольного профиля
  За рубежом подобные конструкции, в различном исполнении и с использованием разнообразных полимерных материалов, применительно к конкретным климатическим и эксплуатационным условиям, широко применяют и область их применения постоянно расширяется.
  Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В России используются дорожные указатели из полимерных материалов – полиэтилена высокого давления и плотности, поливинилхлорида и т.п. Однако такие материалы, при сравнительно хорошей стойкости к агрессивным средам, обладают низкой прочностью до 60 – 70 МПа. При воздействии большого перепада температур (от -30 до +30оС), что свойственно практически всем климатическим зонам России, действии солнечной радиации происходит деструкция этих материалов. При пониженных температурах пластические характеристики этих материалов понижаются и они становятся более хрупкими. Такие качества материалов не могут обеспечить эффективность силовых конструкций, особенно при возможных ударных воздействиях и их длительную эксплуатацию.
  Значительно более выигрышно использование в данном случае полимерных композиционных материалов, которые изготовлены из отвержденной полимерной смолы, армированной непрерывными искусственными волоконами. Дополнительно, в качестве армирующего материала, могут использоваться ткани или нитепрошивные материалы из таких же искусственных волокон. В зависимости от вида используемых смол и армирующего материала физико-механические свойства ПКМ могут меняться в широком диапазоне. В области гражданского строительства в основном используются ПКМ на основе стекловолокна. В последнее время проявляется большой интерес к ПКМ на основе базальтовых волокон, которые, по уже выявленным качествам, обещают быть более эффективными. Рис. 3. Длинномерные полые треугольный
и кольцевой профили из ПКМ
  Полимерные композиционные материалы обладают высокой прочностью, на уровне качественных конструкционных сталей, стабильны в диапазоне рабочих температур от -60 до +60оС, имеют большие упругие деформации (до 3%) практически до разрушения, в 4 раза меньшую плотность по сравнению со сталью.
  Придорожные указатели из ПКМ ударобезопасны в виду своего малого веса и, соответственно, малой инерционности. В зависимости от конструктивного исполнения такие устройства могут сильно изгибаться при наезде и затем восстанавливать первоначальную форму. Одно из таких устройств, выполненное в виде тонкостенной полосы, изогнутой по дуге окружности в поперечном направлении, показано на рис. 1 в деформированном состоянии.
  Другими вариантами исполнения могут быть замкнутые полые профили треугольного (рис. 2) или кольцевого сечения. Такие конструкции более жестки при изгибе в поперечном направлении, чем пластинчатые конструкции, но значительно «мягче» бетонных или стальных устройств. На подобные указательные устройства из ПКМ Росавтодором выпущены, с участием авторов, рекомендации об использовании на дорогах общего пользования [4].
  Подобные полые профили (рис. 3) с успехом могут использоваться в виде столбов под осветительные приборы или воздушные электросети. При расположении у автомагистралей они более безопасны, чем бетонные или стальные столбы. В исполнении из ПКМ такие столбы в несколько раз легче, что облегчает их установку и монтаж. Кроме того, возможна конструкция, которую можно наклонять вручную для обслуживания электроприборов.
  За рубежом такие легкие конструкции используются не только на автомагистралях, но и в городах. Легкие гибкие указатели устанавливаются на проезжей части, на съездах. Из полимерных композиционных материалов возможно изготавливать столбики, ограждающие устройства, блоки для стационарных, временных, переносных ограничительных и ограждающих устройств. Эффективность такого использования возрастает в виду высокой коррозионной стойкости ПКМ к растворам кислот, щелочей и антигололедным растворам.
  Библиографический список:
  1. Суханов А.В., Асеев А.В., Сисаури В.И. Полимерные композиты – перспективные строительные материалы XXI века//Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003. №12. С.20 – 22.
  2. Давыдкин Н.Ф., Суханов А.В., Асеев А.В., Сисаури В.И. Полимерные композиционные материалы в тоннельных сооружениях//Подземное пространство мира. 2003. №5. С.57 – 62.
  3. Суханов А.В., Асеев А.В., Сисаури В.И. Полимерные композиционные материалы в конструкциях мостовых сооружений//Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2004. № 3. С. 16 – 18.
  4. Рекомендации по применению ударобезопасных направляющих устройств из композиционных материалов на автомобильных дорогах общего пользования//Росавтодор, Москва, 2003, № ОС-622-р от 15.07.2003 г.


А.В.СУХАНОВ, канд. техн. наук;
А.В.АСЕЕВ;
В.И.СИСАУРИ, канд. техн. наук;
В.И.ЛЕБЕДЕВ, канд. техн. наук



Для вас, снабженцы!
Поиск по сайту

Везде   В статьях   В материалах  
Если поиск не дал результата, попробуйте изменить текст запроса.
Примеры поиска по запросу "Потолки Armstrong": "Потолки Armstrong", "Потолок Armstrong", "Потол Arms", "Потолки Армстронг", и т. п.
Полезное для строителей...
Читайте также у нас на сайте:


Информация для строителей.

Новости строительной индустрии

Транспортный коллапс взвинтил цены на цемент

  Компания «СМПро» опубликовала статистику по росту цен на цемент, согласно которой с начала 2011 г. цены на российский цемент выросли на 35%. В частности, по итогам сентября средние цены от ...

Россия прирастет дорогами

Как недавно заявил премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в ближайшие 3 года на автомобильные дороги страны будет потрачено 1,3 трлн руб. Из этих денег 678 млрд руб. планиру ...

«ОБЪЕДИНЕНИЕ 45-М» поставит бетон для реконструкции здания университета им. Плеханова

   Московское предприятие группы ЛСР ООО «Объединение 45-М» стало основным поставщиком бетона для реконструкции старейшего корпуса РЭУ им. Плеханова. Предприятие поставит около 5 тыс. ...

Kerneos объявляет о запуске новых продуктов

  Компания Kerneos, входящая в группу компаний Materis, выводит на рынок продукты, предлагающие новые технические решения для производителей готовых к использованию строительных смесей:< ...

Ярославская область: переселение граждан из аварийного жилья

  Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принята к заявка Ярославской области на предоставление финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищно ...

«Бецема»: в Красногорске выпустили «Истру»

  В рамках выставки СТТ-2011 машиностроительный завод "Бецема" совместно со своим партнером "Мерседес Бенц Тракс Восток" организовали Дни "Бецемы". Журналисты ...

Лифтовая отрасль в России: быть или не быть?

В Москве состоялся I съезд Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО), на котором специалисты пришли к выводу о необходимости перехода к обязательному саморегулированию и заро ...

В Думе решили обязать использовать новые материалы при ремонте дорог

На заседании Госдумы России представителями комитета по транспорту принято решение о внесении поправок в действующий техрегламент строительства дорог. В частности, в них предлагается сделать обязатель ...
 
 Архив строительных новостей

 Архив строительных новостей (продолжение)

Строителям на заметку.

Новости сайта

Строительные материалы в Интернете